Лыткаринские семьи

201011291301541

«Только человек, знающий историю собственной семьи, дома, города, может не абстрактно понимать и историю собственной страны»

— В.Кара-Мурза

 Краеведение сегодня по праву считается одним из основных направлений в работе библиотек. Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего города, развитие у читателей интереса к родному краю, пробуждение чувства патриотизма, пропаганда краеведческих знаний в системе образования и воспитания личности, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.

На данный момент библиотеки города Лыткарино поставили перед собой ещё одну задачу: создание механизма распространения краеведческих знаний и информации о жителях нашего города, ведь захватывающие истории есть не только у столиц и людей великих. Краеведение сегодня переживает новый этап развития. На библиотеку возложены задачи возрождения духовной культуры, воспитание патриотизма и любви к малой Родине. Именно поэтому, развитие краеведения в библиотеке имеет будущее! И в наших силах справиться с этой задачей!

0_aa768_ecb5ccbb_S

Чтобы рассказать об истории своего города, необходимо не только знать общую историю Отечества и края, но и изучить судьбы людей,  семейных династий,  оставивших  свой след в истории родного  города. Без этих семейных особенностей и родовых связей, вносящих свои личностные черты в образ края,  все поселения были бы очень похожи друг на друга, и не отличала бы их та историческая индивидуальность, которая присуща многим городам и весям нашей Родины.

Изучая историю,  интересно узнать, как же выглядели люди далеких эпох, чем они занимались, во что одевались, какие строили дома, как отдыхали. Но главное – кто они и что сделали, раз мы их помним и храним их имена?

Вот почему хотелось бы вместе с вами заглянуть вглубь веков, не отвлеченно в историю, а через семейные воспоминания, фотографии, предания. Ведь изучив историю своего рода, сохранив фотографии из фамильного архива, записав воспоминания о своем предке, вы сделаете значительный вклад в познание, изучение и сохранение истории родного города и всей страны.

Еще задолго до первого письменного упоминания о Лыткарино (1429 год) и Петровском (1521 год) жили в этих местах люди, которые занимались охотой, рыболовством, собирательством, умели плавить металл, перерабатывая местные болотные руды, делали наконечники копий, грузила для сетей.

В первых письменных документах сохранились некоторые имена наших предков:  «Деревня Лыткарино, а в ней двор монастырский, да крестьян двор Васка Матвеев; двор Петрушка … феев; двор Костка Иванов, двор Стенька Спиридонов;  двор Стенька Трофимов».

О церкви «Петра Святого»,  что в Петровском, нам поведал документ 1521 года. В ту пору служил там «поп Максим» — это, пожалуй, первое имя, упомянутое в истории Петровского. Веком позже в селе стало больше дворов, староста  Михаил вел хозяйственные дела, а патриарший дьяк Иван Калинин управлял церковными делами «до тех пор пока у той церкви поп будет». Имена священников и церковнослужителей названы в разных документах:  династия священников Афанасьевых, Илья Иванов, Яков Кондратьев, Александр Аниров, Василий Постников, Павел Архангельский, Иоанн Соболев и другие.

Выявить имена людей и познакомиться с предками-земляками позволяют книги, архивы, семейные воспоминания и фотографии.

XIX век оставил нам немало свидетельств о жизни крестьян. Вот, что писали «Московские губернские ведомости» за 1853 год: «Не далее, как за версту от села Петровского, еще выше по течению Москвы-реки находится сельцо Лыткарино, принадлежавшее наследникам  графа Николая Ивановича Зотова.  Немало заботился он об улучшении состояния и образования своих крестьян. Еще издавна заведена  была в Лыткарино школа для обучения крестьянских мальчиков  и девочек, существующая еще до сих пор под покровительством правительства.  Одним из любимых занятий графа, когда он в летнее время живал в Лыткарине, было посещение  школы. Он заботливо расспрашивал каждого ребенка об успехах в учении, о том,  какому занятию он больше имеет  наклонности и об отношениях его к братьям и сестрам: дарил более прилежных, и особенно рекомендовал их учителю, с которым обыкновенно обращался без всяких церемоний, как с человеком в котором уверен, вследствии тщательного и строгого выбора. … Крестьяне, видя благодетельные следствия заботливости  графа, не иначе как с благоговением произносят его имя. Не говоря уже о мужчинах, которые все отличатся трезвостью, которая также составляла один из главных предметов  его попечения…  Сами крестьянки сельца Лыткарино составляют замечательное исключение из среды своих соседок; вы узнаете их по чистоте и опрятности в одежде, по разговору скромному, по совершенно развязному и чуждому неприятной застенчивости и по манерам, отличающимся особой приятностью. Образованность матерей, соответствующая их состоянию, имеет благодетельное влияние и на детей. Они не бегают целыми днями, где попало. Возвратясь из школы, они занимаются повторением своих уроков, по большей части под руководством матерей. Белье их чисто и в одежде их проглядывает даже некоторая роскошь. Это последнее объясняется благосостоянием лыткаринских крестьян, которым они также одолжены графу. С весьма давних времен занимались они  работами в каменоломнях , лежащих от сельца не более как в полуверсте. Но их постоянные ссоры при разделе выгод, нетрезвая жизнь и недоимки обратили на себя внимание графа. Он взял, каменоломни в свое распоряжение, назначив крестьянам за труды очень хорошее жалование, и водворил, таким образом, между ними порядок и благосостояние, какими они и пользовались прежде».

Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми жителями, оставившими свой след в истории нашего города.

Дунаева Мария Ильинична — лыткаринская повитуха. Работала прислугой в усадьбе М.А.Чернышевой. В деревне Лыткарино помогала роженицам: принимала роды, ухаживала за младенцами. Обучала молодых мам ухаживать за новорожденными. Оставалась в семье роженицы столько времени, сколько это было необходимо для здоровья мамы и малыша.

0_aa768_ecb5ccbb_S

Королев Николай Дмитриевич  – один из последних лыткаринских каменотесов. Его трудная работа – обработка дикого камня,  была очень востребована в конце XIX–начале XX веков. Из камня делали много полезных и необходимых вещей: плиты для мощения тротуаров, точильные камни, ступенной камень, плиты для укрепления московских набережных и, конечно, жернова для мельниц. Почти в каждом доме была своя небольшая ручная мельница, состоящая из двух круглых камней, уложенных один на другой, подвижно закрепленных на оси. С помощью мельницы получали крупу, грубого помола муку. Каменотесы хорошо зарабатывали, что сказывалось на общем материальном благополучии лыткаринских семей.

0_aa768_ecb5ccbb_S

Корзин Иван Михайлович – лыткаринский крестьянин, основатель ткацкой фабрики на Пехорке. Свое семейное дело начали с нескольких домашних ткацких станов, установленных в лыткаринском доме. Работали на станках женщины семьи Корзинных и нанятые крестьянки, ткали шерстяную, льняную ткань из покупного волокна. Домашнее ремесло приносило хороший доход, и к 1900 году у главы семьи И.М.Корзина появилась возможность построить ткацкую фабрику. В районе реки Пехорка была приобретена земля, на которой построили фабрику: ткацкий цех, гараж, цех по обработке сырья, котельная, дома для фабричных рабочих. Выпускали на фабрике ватин, шерстяное сукно.  После революции первым «красным»  директором был сам И.М.Корзин. Фабрика работала и годы Великой Отечественной войны, выпуская сукно на шинели солдатам Красной Армии. В 90-е годы XX века фабрика с трудом сводила концы с концами. Но уже в новейший период развития России, началось возрождение производства, появились новые цеха, изменился технологический процесс, и фабрика стала выпускать шерстяные нити для вязания, изготавливались различные трикотажные изделия.

0_aa768_ecb5ccbb_S

Семья Жоковых – большая трудовая семья. Отец – работал на каменных карьерах, строитель ЛЗОСа, трудился  возчиком в конном парке, расположенном в районе Усадок. Мать – Аксиния Ивановна, в девичестве Угланова, всю свою жизнь работала в колхозе.

Жокова Екатерина Дмитриевна – выпускница первого школьного выпуска 1940 года. Закончила учительские курсы в Москве, стала работать учителем русского языка и литературы. В ноябре 1941 года военкомат призывал молодежь учиться на курсах шоферов. Екатерина  вместе с подругами: Жоковой Анастасией, Павловой Екатериной, Абориной Анной, Вавиловой Евдокией окончила курсы. В военные годы водила трехтонный грузовик «ЗИС-5». Работала на аэродроме в Люберцах, подвозила горючее, технику. В 1944 году вернулась к своей довоенной специальности – работала учителем в школе.

Жокова Клавдия Дмитриевна трудилась в совхозе, во время Великой Отечественной войны помогала ухаживать за ранеными солдатами в госпиталях. Ездила в госпиталя, расположенные в Люберцах, Красково, писала письма от имени раненых, кормила их, переодевала, а также участвовала в работе концертных самодеятельных бригад для раненых бойцов.

0_aa768_ecb5ccbb_S

Дементьева (Языкова) Дарья Яковлевна в 1941 году четырнадцатилетней девушкой пришла работать на ЛЗОС. Бригадиром производства стала в 15 лет. Работала в цехе, где наносилось покрытие на танковые призмы, каждый день, соприкасаясь с вредным и опасным производством: работала с аммиаком, щелочами, кислотами, проявляла аккуратность, ответственность в работе. После  смены, которая длилась  12 часов, вместе с подругам шла на разгрузку вагоном с углем и торфом. Свои первые награды: знак Наркомата «Отличник производства» и медаль «За трудовое отличие» получила в годы Великой Отечественной войны. При получении награды в Кремле она была самой молодой. На заводе продолжала работать и после войны. Всего её трудовой стаж насчитывает 45 лет. Награждена всеми существующими трудовыми наградами: орден Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», медаль «За трудовое отличие», её имя занесено в заводскую Книгу трудового почета, портрет был первым в Аллее трудовой славы.

0_aa768_ecb5ccbb_S

Воспоминания  — важная и неотъемлемая часть в сохранении истории. Поэтому так необходима их запись  от старшего поколения.

Из воспоминаний учителя Клавдии Алексеевны Абрамович:  «В ноябре 1941 года положение было весьма критическое. Фашисты рвались к Москве…. Родители перестали пускать своих детей в школу… Мы, учителя, ходили по домам родителей учащихся и советовали не прерывать учебы детей. Наши старания не пропали даром …занятия продолжались».

0_aa768_ecb5ccbb_S

А эти записи были сделаны учениками лыткаринской средней образовательной школы №6.

Постников Валерий, 5 класс, пишет о своей бабушке Юрчик Нине Андреевне: «Я хочу рассказать вам о своей любимой бабушке. Она прожила интересную и достойную жизнь. Родилась она в Тамбовской области в деревне Краснянка. В семье было пять детей, а бабушка Нина – самая младшая. В пять лет она пошла в школу, а учительница отправила малышку домой и сказала: «Подрасти!». Она плакала, ей очень хотелось учиться. А потом уже была отличницей. Окончив школу в 1968 году, приехала в город Лыткарино и закончила училище. После в 1969 году вышла замуж. У нее родилось две дочери.

Нина Андреевна работала в детском саду, а вечером училась в педагогическом училище. Всю свою жизнь она посвятила детям. Работала только в логопедических группах. Проводила занятия.и воспитанники, и родители очень любили ее, уважали. Она была замечательной воспитательницей, лучшей мамой и очень доброй бабушкой. Нина Андреевна имела большой талант. Опыт в общении с детьми. Сколько сказок, игр, песен, стихов она знала и все знания отдавала детям. Умела найти подход к каждому ребенку. Уже становясь взрослыми ребята не забывали ее, приходили в гости. Подбегали на улице и обнимали ее любя, как родного человека. Мы всегда будем ее помнить и любить».

0_aa768_ecb5ccbb_S

Рассказ о своей бабушке написал ученик 5А класса Мосякин Данила: «Моя бабушка Мария Дмитриевна. Моя бабушка родилась в 1924 году. Когда ей стало 14 лет она приехала сюда в Петровское в 1938 году. В 16 лет она пошла учиться на водителя, прибавив себе 2 года чтобы помогать на трудовом фронте. Так она работала в совхозе «петровское» и во время войны, и после войны на грузовой машине. Была награждена медалями за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. Моя бабушка Маша была награждена орденом 1 степени «материнская слава» (у нее 9 детей). Свою бабушку я помню, как самую лучшую бабушку».

0_aa768_ecb5ccbb_S

Андреев Никита 4 класс пишет: «Моя прабабушка родилась в 1920 году в деревне Лыткарино, жила на улице Колхозной, дом 113, сейчас его снесли и на его месте стоит пятиэтажный дом. Бабушка работала на ЛЗОСе, проработала почти 40 лет, потом пошла на пенсию по вредности на производстве. Во время войны, на каникулы в летнее время была организована бригада учеников, которые работали в колхозе на полях, за что им платили (в конце осени) овощами, как взрослым колхозникам».

0_aa768_ecb5ccbb_S

А этот рассказ о семье Карасевой Антонины Ильиничны остался, к сожалению не подписан: «Мою прабабушку зовут Карасева Антонина Ильинична (девичья фамилия Задорнова) родилась 20 сентября 1909 года в деревне Жилино. Ее родители рано умерли, и она с тремя сестрами осталась сиротой. Их воспитанием занимался старший брат. В 20 лет брат выдал ее замуж за Карасева Сергея Егоровича (за моего прадедушку) в деревню Лыткарино на улице Колхозную, дом 82. Затем у них родилось 7 детей. Но двое детей в раннем возрасте умерли, остаось пятеро: старший – Анатолий, Екатерина, Полина, Валентина и младшая – Галина.

Моя прабабушка всю жизнь проработала в колхозе им. Ленина в д.Лыткарино. она была заведующей животноводческой фермы. На ферме у нее было 100 коров. Ее дети приходили к ней на ферму и помогали: мыли коровник, кормили коров. На ферме она проработала очень долго.

Мой прадедушка был коренным лыткаринцем, он родился 8 октября 1902 года. Окончил всего 4  класса. Пошел работать очень рано. Работал всю жизнь (до пенсии) кузнецом на заводе ЖБИ. Прадедушка в армии не служил, потому что завод ЖБИ считался военным заводом и выполнял заказы. Во время войны прадедушка был в ополчении – работал для победы.

У моих прабабушки и прадедушки была большая и дружная семья. Мне рассказывали, что раньше  все родные любили собираться вместе праздновать дни рождения и другие праздники.

К сожалению, моих прабабушки и прадедушки уже нет. Прабабушка умерла в 1983 году, а прадедушка в 1988 году».

0_aa768_ecb5ccbb_S

Дорогие наши читатели!

Предлагаем посетителям библиотеки принять участие в нашем краеведческом интернет-проекте «Напишем истории города вместе».  Присылайте нам свои  записи, фотографии и делитесь своими воспоминаниями!

 

 

Добавить комментарий