- Новости

Третьи Городские Краеведческие Чтения

церковь

19 и 20 ноября 2014 года в Центральной городской библиотеке Лыткарино прошли Третьи городские краеведческие Чтения, посвященные памяти святого преподобномученика Гавриила.  В Чтениях приняли участие Глава города Лыткарино Евгений Викторович Серёгин, председатель Совета депутатов города Лыткарино Василий Васильевич Дерябин, начальник Управления по делам культуры, молодежи и спорта Ольга Викторовна Кленова, благочинный люберецкого церковного округа, протоиерей Димитрий Мурзюков, а также духовенство благочиния, представители общины по восстановлению  Богоявленского собора в Дорогомилове, сотрудники библиотек, образовательных учреждений города, учреждений культуры, жители и гости города.

церковь

19 ноября 2014 года в день памяти святого преподобномученика Гавриила (Гура) в Петропавловском храме духовенством люберецкого благочиния была совершена праздничная Божественная литургия и молебное пение святому. Храмовую службу возглавил благочинный люберцкого округа, протоиерей Димитрий Мурзюков. За торжественной службой молились жители города и гости Гаврииловских Чтений.

Началась конференция с приветственного слова Главы города Лыткарина Евгения Викторовича Серегина, который выразил благодарность организаторам и участникам конференции, отменив важность изучения истории своего народа, своего края особенно для подрастающего поколения, важность воспитания патриотического отношения к православной вере и духовному наследию отечества. Евгений Викторович Серегин предложил в будущем году расширить масштабы конференции с привлечением учащихся школ города.

  Со словами назидания к участникам Чтений  обратился благочинный люберецкого церковного округа, протоиерей Димитрий Мурзюков. Он напомнил собравшимся, что новомученики и исповедники  XX века  оставили нам нравственный образ для жизни последующих поколений, пример верности своим убеждениям, верности даже до смерти. Почитание новомучеников и исповедников Российских, изучение их духовного наследия, их жизненного пути нужно для каждого человека.

  С докладом об изучении духовного наследия Новомученников и Исповедников Российских в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете выступил Ковырзин Константин Владимирович, кандидат исторических наук, научный сотрудник ПСТГУ.

Он рассказал, что «с самого начала деятельности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве (с 1992 по 2004 год он назывался Богословским институтом) по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II на него была возложена задача исследования трагической истории Русской Православной Церкви XX века.»

Так  в 1997 году была выпущена книга «За Христа пострадавшие» – биографический справочник о пострадавших за веру в годы антицерковных гонений. Работа над его дополненным и расширенным переизданием ведется в настоящее время. Сведения о пострадавших, выявленные в архивах и других источниках, с начала 90-х вносятся в разработанную под руководством профессора Н. Е. Емельянова электронную базу данных, в которой к настоящему времени собрана информация уже примерно о тридцати пяти тысячах подвергшихся репрессиям священнослужителях и мирянах Русской Церкви. По своей полноте эта база данных о пострадавших за веру не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Она доступна для каждого посетителя на сайте университета http://pstgu.ru/ .

Константин Владимирович представил интересный и многоплановый обзор об изданиях по истории церкви в период гонений XX-го века.

Из выступления: «В скором времени, в 2017 году, Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летний юбилей Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 годов. В ПСТГУ длительное время занимаются изучением его документального наследия в Государственном архиве Российской Федерации и Российском государственном историческом архиве, значительная часть которого до настоящего времени не опубликована. В рамках этой работы сотрудницей университета Н. А. Кривошеевой в 2012 году была подготовлена книга «Приспело время подвига…» – сборник документов из архива Собора, содержащих свидетельства о начале гонений на Церковь после прихода к власти большевиков.Трагическим эпиграфом к ним могут служить слова члена Собора митрополита Арсения (Стадницкого), сказанные 31 августа 1918 года его участникам: «Быть может, теперь и приспело время подвига, исповедничества и мученичества, того подвига, о котором мы только читали как происходившем в древние времена христианства и в других государствах, подвига, который мы считали в отдаленной возможности, а теперь  видим в действительности; мы должны показать на самом деле, что мы христиане. И если покажем это, то покажем пример православному населению, что подвиг нужен. Будем верить, что если будут исповедники и мученики, то сила исповедничества и мученичества выше гонения, будем верить, что сила гонений будет посрамлена». Полный текст доклада Вы сможете прочитать на нашем сайте.

  Второй доклад Чтений был представлен настоятелем Петропавловского храма города Лыткарино священником Александром Плехановым. Вместе с настоятелем члены общины Петропавловского храма предприняли паломнические поездки по святым местам служения святого преподобномученика Гавриила Лыткаринского. Отец Александр рассказал о судьбах храмов и приходов, где довелось служить батюшке Гавриилу:

«В паломничестве традиционно принимали участия некоторые наши прихожане, сотрудники храма и я сам. География служения батюшки очень обширна и разнообразна: родился он в Минской области, был послушником в Никольском монастыре Челябинска, далее – на Афоне, посвящение в диаконский чин принял в Баку, а пастырское служение совершал здесь и Московской области. В этом году мы решили начать с нашего региона и попытались побывать во всех местах, связанных с памятью отца Гавриила. Конечно же это храмы, где служил батюшка. Какие-то из них разделили его многострадальную судьбу, были разрушены, какие-то стоят до сих пор.

И начнем мы свой обзор с храма, в котором отец Гавриил был посвящен в священнический чин. Это московский Богоявленский собор в Дрогомилово. Богоявленским собор освящен и назван традиционно, потому что находился недалеко от реки Москвы, и это было очень удобно дляосвящение вод в праздник Крещения Господня.  Сейчас мы можем указать его точный адрес: пересечение Большой Дрогомиловской улицы и 2-ого Брянского переулка. В то время, после закрытия кремлевского Успенского собора, Храма Христа Спасителя, он был кафедральным, потому что вмещал очень много народа, до десяти тысяч человек. А уже после его разрушения кафедральным стал Елоховский собор. После разрушения в 1938 году на месте храма был поставлен так называемый «генеральский» дом. Удивительно то, что сохранились кадры кинохроники подрыва храма, видно, что это происходит ночью. И на слайде Вы видите, что фасадная часть  «генеральского дома» как бы срезана углом, сталинский ампир, на этом углу был алтарь собора. Сейчас образовалась новая община, которая ходатайствует о возрождении храма, но уже немного в другом месте, на набережной Тараса Шевченко.  Не буду сейчас об этом подробно говорить, потому что наш следущий докладчик как раз об этом расскажет.

Храм, который не сохранился, Успенский в селе Левкиево Шаховского района. Само название места связано с именем преподобного Левкия Волоколамского, здесь он основал Успенскую пустынь, позже в 19 веке монастырь был расселен и остался только приходской храм, а в годы гонений в 1957 году и вовсе разрушен. Сейчас, как вы видите, на месте храма поклонный крест.

А вот сохранившийся храм, но это уже другой конец нашей области — Пушкинский район и храм в честь Вознесения Господня в селе Рахманово. Храм пытались закрыть, но монахини Стефанида, Ангелина и Екатерина не допустили захватчиков в церковь даже под ударами кнутов. Другой местный житель Сергий Рыбин в годы войны продал свою корову и на вырученные деньги заплатил налог, чем также спас храм от закрытия, долгое время храм  простоял без священника. Сейчас его настоятелем является протоиерей Савва Михалевич.

Храм, в котором отец Гавриил провел большую часть своего служения — Троицкий в селе Бирево Клинского района. Мы с прихожанами побывали в этом храме, молитвенно поддрежали приход отца протоиерея Алексея. Совершили там молебное пение перед образом отца Гариила и преподнесли этот образ в дар храму, чтобы и его прихожане, сельские жители, также узнавали о его житии, имея перед глазами святой образ. Храм восстанавливается, но с большим трудом. Центральная купольная часть и алтарь (кстати прямоугольный) оштукатурены.  Службы идут в трапезной части: в уголочке отец Алексей отгородил алтарь — все пока очень скромно, обогреваются буржуйкой, притвор в плачевном состоянии. Но зато в храме очень много икон — и простых маленьких, и древних, крупных. Видимо в 90-х люди понесли обратно из домов храмовые образы. Теперь еще одним писанным образом стало больше в Троицком храме. Само село имеет удручающий вид, вымирает после закрытия совхоза. Рядом с храмом — бывший дом причта, где в советские годы располагалась стеклодувная мастерская, кстати в храме тоже. Вы сами видите, без коментариев. Опять несохранившийся храм Клинского района — Никольский в селе Голенищево. Храм в конце 30-х остался без священника, в 41-м был разграблен и частично разрушен, а 47-м окончательно снесен. Но место это не забыто, и здесь поклонный крест, местными священниками по очереди совершаются молебны для сельчан. Сохранившийся храм — Смоленской иконы Божией Матери села Воронина Клинского района. В годы гонений его сумели отстоять. Перед самой войной арестовали последнего священника и в течение нескольких лет в храме не было богослужений. Но его не разграбили, благодаря старосте Иоанну (фамилии не сохранилось), который отказался выдать властям ключи от церкви и за это в 41 году был заживо сожжен.

Храмы, о которых мы говорим, идут в такой последовательности, в какой в них служио святой Гавриил.странное стечение обстоятельств: храмы как бы чередуются один разрушен, следующий — нет, третий — разрушен, четвертый — нет и так далее. И вот опять храм, которого больше нет. Знаменский храм в селе Лисинцево Наро-Фоминского района. В 63 году храм совсем обветшал и разрушился, но в наше время в 2002 гоуд силами общины храма преподобного Серафима Саровского в поселке Селятино на месте разрушенного храма установлен и освящен памятный поклонный крест, и здесь планируется строительство часовни-храма.

Последнее место служения преподобномученика Гавриила — Петропавловский храм города Лыткарино, тогда еще села Лыткарино Ухтомского района, здесь он служил с июня по сентябрь 1937 года, совсем немного. Про наш храм, думаю сейчас, рассказывать не стоит подробно — мы все с ним знакомы и все сегодня там молились.

Место упокоения отца Гавриила — Бутовский полигон, сейчас тихое место, где можно помолиться. Но в те страшые годы здесь кипели страсти, лилась мученическая кровь. А в планах теперь выйти за границы нашего региона и совершить новые паломничества в места, связанные с именем отца Гавриила».

Священник Петропавловского храма Александр Ионов представил обзор книжной выставки «Духовное наследие новомученников и Исповеданников Российских». На выставке были представлены следующие издания: многотомные «Жития новомученников и исповедников российских ХХ века» под редакцией игумена Дамаскина (Орловского) — 11 томов; «Жития новомученников и исповедников российских ХХ века Московской епархии» под редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – 8 томов;  книги святителя  Андроника (Никольского), архиепископа Пермского; митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского); святителя Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и другие.

 Все книги от Петропавловского храма были подарены в фонд Центральной городской библиотеки Лыткарино. Все жители города смогут обращаться к данным изданиям в читальном зале ЦГБ, который откроется после ремонта в декабре 2014 года.

Представительница общины Казанского храма города Котельники Андреева Татьяна Сергеевна представила книгу доктора искусствознания протоиерея Георгия Крейдуна «Храмы, станы и монастыри алтайской духовной миссии: Чертежи, панорамы, 3D-модели. А настоятель храма священник Олег Лыткин подарил в нашу библиотеку эту чудесную книгу, в которой даны чертежи и модели церковных  зданий. Эти чертежи могут быть полезны архитекторам. А сам труд посвящен миссии Русской православной церкви на Алтае.

Доклад настоятеля Казанского храма отца Олега «Отношение к родным угодников Божиих на основании жития священноисповедника Романа (Медведя)  заставил задуматься об нашем отношении с близкими.  Священноисповедник  Роман пишет письма своей 14-летней дочери из Соловецкого лагеря: «Я хотел бы, чтобы ты знала и усвоила мои подлинные убеждения и свойства; примерно с 20-24-летнего возраста я сознательно уважаю и ценю всякого человека, и всю жизнь боялся сделать кого-либо своим рабом, и внешне и внутренне боюсь кому-либо причинять боль, насилие. Убеждать мое дело, принуждать не могу.» или еще: «Очень жалко мне злых, потому что от злобы плохо и хуже самому злецу — что он носит в себе? Какую беду? и разве с ней он может быть покойным и счастливым? — конечно нет. Гложет и сушит его злобность…».  2 февраля 1932 года о.Роман пишет: «…А вообще об аде я часто вспоминаю… и часто приходится говорить себе по опыту, что сами люди друг для друга и для себя здесь еще устраивают ад. …Прошу не унывать тебя и всех. Прошу молиться о себе, о мне и обо всех. А в молитвах чаще и чаще я вспоминаю слова Иоанна Златоуста и Василия Великого о том, что надо не о маленьком просить, а дерзать молиться о великом, а также и о непрестанности в молитве. …Чаще и чаще останавливаюсь на своих грехах, больше и больше познаю свои немощи духовные и ничтожество, прошу о прощении согрешений и очищении моего сердца от всякой скверны — потому что в чистоте сердца ключ ко всем духовным благам…».

  26 июля 1936 года окончился срок заключения. 27 июля 1937г его духовная дочь записала в дневнике, что батюшка говорил ей: «Я хотел бы достичь чистоты в молитве полной, чтобы она зажигалась сразу как пламя и была бы чистой, но сейчас такие боли у меня, что я молюсь с перерывами. Боли останавливают молитву, не дают покоя. Иисусова же молитва по милости Божией всегда со мною непрестанно. Литургия — это моя единственная услада и утешение. Я не могу без нее жить. Не могу себя лишить ее». Полный текст доклада на нашем сайте.

церковь

Второй день нашей конференции посвящен памятному событию нашего Отечества  – празднованию  150-летия со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, светлого ангела Святой Руси и покровительницы нашего города.

Мы причастны к святой памяти Великой княгини Елизаветы тем, что в 2008 году по воле Божьей в нашем городе был в честь её освящен больничный храм. Великая матушка проявила свое милосердие и кстраждущим и болящим нашим лыткаринцем.

При храме святой Елизаветы Федоровны существует сестричество. Сестры по силе стараются оказывать помощь в подготовке к причастию больным всех отделений Лыткаринской городской больницы. А прихожан прибавляется – те, кто хоть раз побывали в Храме преподобномучиницы Великой княгини Елизаветы, почувствовали теплоту и любовь христианскую,  стремятся вновь и вновь приходить в этот наш маленький храм.

Поэтому и день рождения святой покровительницы Лыткарино, 1 ноября – особенный  день в нашем городе. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «Великая княгиня Елизавета Федоровна является духовным сокровищем, достоянием и совестью народа».

На Чтениях был дан обзор некоторых торжественных международных мероприятий, посвященных празднованию 150-летия со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Так с 1 по 4 ноября 2014 года в Дармштадте (ФРГ) прошли торжества, посвященные 150-летию со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны – основательницы известной в России Марфо-Мариинской обители милосердия. По приглашению организатора – Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества – на ее родину приехали представители из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Алапаевска, Калиниграда, Перми, Ростова-на-Дону, Крыма, многих других городов России, а также из Минска, Киева, Риги, Иерусалима, Мюнхена, Бухендорфа, Трира, Брюсселя. Участниками «Елизаветинских дней в Дармштадте» стали представители городских властей Дармштадта и Москвы, духовенства, сестричеств милосердия во имя св. прмц. ЕлисаветыФеодоровны, научного сообщества, художники, меценаты, писатели и журналисты.

Дармштат и Москва – это место рождения Святой преподобномученицыЕлизсаветы, в Германии – она родилась в жизнь, а в России, Москве – обрела истинную веру и любовь.

Из выступлений на конференции в Дармштате:

Предстоятель Греческой православной митрополии митрополит Августин (Константинопольский патриархат): «В этот прекрасный и великий день большая радость, честь и милость Божья молиться вместе с Вами, участниками «Елисаветинских дней в Дармштадте» в православном храме Марии Магдалины.       … На территории Германии проживает более двух миллионов православных христиан разных национальностей. Это грузины, немцы, сербы, русские. Конечно, у них есть свои архиереи, канонические епископы. Но при всех различиях мы – единая Церковь, мы едины. Наше служение в Германии не простое. Чего мы ждем от вас? Мы желаем вашей любви и просим о вашей молитве. На сегодняшний день в экономике говорят только о евро. Хлеб наш насущный нам тоже нужен. Но без Бога все дозволено, по словам Достоевского. Молитесь за нашего архиерея, за нас, проживающих в Германии, за других православных, за вашу прекрасную Россию. Молитесь о том, чтобы Господь даровал нам бодрость и силы делать то, что Богу угодно и то, что мы хотим. Благослови Господь!»

Приветствие Его Высокопреосвященства Архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка: « Храм Марии Магдалины, настоятелем которого я являюсь, Царь-мученик Николай II построил на личные средства для своей невесты, оставив эту жемчужину нашей епархии и городу Дармштадту. Неоднократно здесь молились царица-мученица Александра и преподобномученицаЕлисавета. Мы шли трудным путем прославления святых преподобномучеников. Уже в 30-е годы XX века многие в эмиграции требовали их прославления. Но в России это было невозможно. Там происходила борьба тех, кто был «за», и тех, кто был «против». И только в 1981 году, ровно 33 года назад (а цифра «33» для христиан имеет особое значение), наша Зарубежная церковь смогла прославить в числе святых преподобномучеников Великую княгиню ЕлисаветуФеодоровну, чьи мощи хранятся в монастыре Марии Магдалины в Гефсимании. За рубежом мы всегда хранили память о том, что мы члены единой Русской Церкви. И когда в России произошло прославление святых новомучеников, это был сигнал для нас, что пришло время для объединения. Мы шли этим путем и раньше. Когда я в 1981 году впервые привез в наш храм мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, то поклониться им пришли не только наши прихожане, которых тогда было совсем немного, но и другие жители Дармштадта, хотя немногие знали об этой святой. Это стало большой радостью для нас. Теперь после объединения нашей единой Русской Православной Церкви, мы можем здесь, как и в России, прославлять святых преподобномучеников, молиться им. Совсем недавно мощи святых преподобномученицЕлисаветы и Варвары объезжали всю Россию. Радуюсь тому, что сегодня мы вместе с архиепископом Егорьевским Марком стояли за одним престолом, что мы вместе со всеми вами молились, что многие из вас причастились и таким образом почтили память великой святой».

 Председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Романович Легойда: «Хочется участвовать в общем деле. Все мы испытываем радость от непозволительной роскоши человеческого общения. Самое дорогое, что нам дано, помимо отношения человека с Богом, это отношения между людьми. Замечательно, что мы собрались здесь и пригласили наших немецких друзей приехать в Россию и своими глазами посмотреть на почитание Елизаветы Федоровны в многомиллионной православной стране».

Обер-бургомистр Дармштадта, господин Йохан Партч: Память о Елизавете Федоровне возвращается в ее родной город:  «Нынешнее мероприятие жители Дармштадта воспринимают уже как часть нашей истории. Что означает это наследие Елизаветы Федоровны? Она поняла, что необходимо выступать против подавления общества, народа, бороться за то, чтобы люди могли жить мирно друг с другом, чтобы не было национализма, чтобы мы старались жить в партнерских, дружественных условиях и взаимоотношениях. И это важно и необходимо не только для Дармштадта, но и для всех здесь присутствующих. Я очень рад, что вас так много прибыло сюда в эти трудные для Германии и России времена».

Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Вадимович Степашин:«Делить нам нечего. Земля у нас одна. Мир у нас один. Бог у нас един. Будем вместе. Великая княгиня была по происхождению кровей английских и немецких, но приняла Православие в России, где ее по праву считают своей соотечественницей. Всей своей жизнью она доказала, что делить людей по национальности, языку и крови бессмысленно. Нужно любить свою родину, нужно верить в Бога, нужно любить людей». И еще: «Сегодня наша страна возвращает то, что было потеряно в 1960-е годы. В 2015 году после капитального ремонта мы откроем Сергиевское подворье. Его открывать, по всей видимости, будет наш президент. Обустраиваются культурные центры. 1 сентября в Вифлееме, недалеко от места, где родился Иисус, мы открыли первую русскую школу. Благодаря трудам Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича до 1914 года таких школ было сто. Следующая школа будет в Дамаске. Мы планируем и строительство школы в Секторе Газа. Мы оказываем огромную гуманитарную помощь христианам и на Ближнем Востоке, и в Украине, где пока еще идет (но надеюсь, что скоро закончится) братоубийственная война. В 2013 году в Москве мы вместе с Сергеем Семеновичем Собяниным открыли первую памятную доску, посвященную Сергею Александровичу и Елизавете Федоровне, в самом центре Москвы, на улице Забелина, где находится музей и резиденция Императорского православного палестинского общества. Пришло время отдать дань памяти Елизаветы Федоровны и в Дармштадте.»

В дни торжеств в Дармштадте и Москве прошли два концерта под названием «Путь ко Христу». Московский патриарший Синодальный хор  под управлением Алексея Пузакова исполнил песнопения певческой службы святой преподобномученицеЕлисавете.  Автор песнопений по образцу распевов XVI века – доктор искусствоведения, профессор А.В. Конотоп. В рамках Чтений были представлены фрагменты звукозаписи концерта, которая сопровождалась видео- презентацией фотографий из жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

О паломнической  поездке сестричества и прихожан  лыткаринского храма святой  преподобномученицы Великой княгини Елизаветы по святым местам Урала рассказала Наталья Борисовна Кузнецова. Её выступления сопровождалось видео-обзором фотографий мест, связанных с трагической гибелью Великой княгини Елизаветы Федоровны и императорской семьи, а также храмов посвященных их памяти. Н. Б. Кузнецовой было прочитано письмо Великой княгини Государю Николаю II, где святая преподобномученица описывает свою жизнь в Марфо-Мариинской обители и  просит их не беспокоиться о выбранном ею пути.

Участники Чтений посмотрели очень красивый фильм «Великая княгиня Елизавета Федоровна», созданный по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Автор и режиссер А. Н. Панин.

С заключительным словом к участникам Третьих городских краеведческих Чтений, посвященных памяти святого преподобномученика Гавриила (Гура), пресвитера лыткаринского обратился священник Петропавловского храма Михаил (Жирнов). Он отметил значимость проведения наших Чтений, особую  важность сохранять  память о святых мучениках, исповедниках  и подвижников благочестия Русской Православной Церкви ХХ века, изучать их духовное наследие, рассказывать об их жизни  детям,  воспитывать их мужество и верность своим убеждениям. Он в частности сказал, что исповедание своей веры может и простого человека приблизить к святости. Отец Михаил от имени духовенства поддержал предложение Главы города Лыткарино Евгения Викторовича Серёгина — расширить круг участников Гаврииловских Чтений в следующем 2015 году.